Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю. (М.М. Пришвин)
Мы с вами прочитали замечательную сказку-быль М.М. Пришвина «Кладовая солнца» и сегодня подводим итоги. Сжато перескажите содержание этого произведения. (Ученик перечислил ряд событий, изображённых в произведении.) Как в литературоведении называется этот ряд событий? (1 по горизонтали – сюжет, 2-й кроссворд)
Кроссворд 1
Кроссворд 2
Сюжет, основные события мы вспомнили, но понять произведение, почувствовать его прелесть и красоту можно только при внимательном, детальном чтении и перечитывании. Посмотрим, насколько внимательно мы прочитали «Кладовую солнца».
Проводим конкурс на внимательного читателя.
- Кем был отец Митраши и какое его ремесло освоил сын? (1 по вертикали – бондарь, 1-й кроссворд)
- А как звали отца? (2 по вертикали – Павел, 1-й кроссворд)
- Инструмент бондаря? (3 по горизонтали – ладило, 1-й кроссворд)
- Куда сгребла Настя угли, собираясь в лес? (4 по вертикали – загнетка, 1-й кроссворд)
- Отец Митраши считал, что он в «лесу добрее матери бывает». О чём речь? (5 по горизонтали – компас, 1-й кроссворд)
- Ребята отправляются в лес за витаминами. Как называется лес и что это за витамины? (6 по горизонтали – бор, 7 по вертикали – клюква, 1-й кроссворд)
- Мы говорим о Насте, Митраше, их отце; а как назвать их одним словом, кто они в произведении? (2 по горизонтали – персонаж, 2-й кроссворд)
- Вспомните описание внешности детей. Какие чувства испытывает автор, рассказывая о своих героях? Докажите это текстом. Как называется описание внешности героя? (3 по горизонтали – портрет, 2-й кроссворд) А как мы называем того, кто создал произведение? (4 по вертикали – автор, 2-й кроссворд)
Отправимся и мы вместе с Настей и Митрашей за сладкой клюквой.
- Прочитаем описание природы от слов “Лет двести тому назад…” до “…деревья стонали и выли на всё Блудово болото, как живые существа”. Здесь мы встречаемся с первым “героем” из мира природы, кто это? (8 по горизонтали – ветер, 1-й кроссворд)
- Какие художественные средства, использованные автором в этом описании, помогают нарисовать зримую, очень выразительную картину? (Учащиеся отметят метафору – “ветер-сеятель”, эпитет – “злой ветер”, олицетворение – “деревья стонали и выли”, сравнение – “как живые существа”.)
- Прочитаем следующий абзац от слов “Сюда, к лежачему камню…” до “…пение птиц, посвящённое восходу великого солнца”. А здесь как изображена природа, какие изобразительно-выразительные средства использует автор? (Проводится аналогичная работа.)
- И наконец, ещё одна цитата от слов “Неподвижные, как изваяния…” до “…и ель зарычала”. (И здесь дети без труда отметят художественные средства языка.) Сопоставим три описания: в каком эмоциональном ключе дано первое? (Мрачное.); в каком второе? (Торжественное, светлое.) А третье? (Мрак и свет, тепло и холод, добро и зло борются между собой.)
- Как вы думаете, каково значение этого описания? (Тревожный пейзаж предвосхищает дальнейшее драматическое развитие событий.)
- Ребята, можно ли сказать, что природа тоже герой, персонаж произведения? Докажите свою позицию, опираясь на текст.
Анализируя текст, мы употребляли литературоведческие понятия.
Проверим, насколько осознанно и правильно вы их употребляли, разгадывая наш кроссворд.
- Изображение, описание природы в художественном произведении называется … (5 по горизонтали – пейзаж, 2-й кроссворд)
- Художественное определение (например, “злой ветер”) – это … (6 по вертикали – эпитет, 2-й кроссворд)
- Если один предмет уподобляется другому (“неподвижные, как изваяния”), это … (7 по вертикали – сравнение, 2-й кроссворд)
- Перенос свойств и качеств по принципу сходства (“великого храма природы”, “ветер-сеятель”) – это … (8 по вертикали – метафора, 2-й кроссворд)
- “Деревья стонали и выли” – это … (олицетворение). Правда, этот термин в наш кроссворд не поместился (13 букв).
Природа – это живой мир, живая субстанция со своими законами, и человек, входя в это суверенное государство, должен подчиняться его законам. Иначе…
- С чего начинаются несчастья детей, что произошло между ними? (9 по горизонтали – ссора, 1-й кроссворд)
- Как природа отреагировала на разлад в мире людей? (Цитата: “Тогда серая хмарь…” и до конца абзаца.)
- И тут появляется новый персонаж. Кто это? (Если ребята не догадаются, ставим вопрос кроссворда: Как и почему звали собаку Антипыча? – 10 по горизонтали – Затравка, 1-й кроссворд.)
- Какова роль Травки в сюжете сказки-были? Почему ей тяжело жилось одной? (Выслушав ответы учащихся, учитель обобщит: Травка – связующее звено между миром природы и человека. Выйдя из мира природы, собака верой и правдой служит человеку – мы не случайно вспомнили сказку Р.Киплинга «Кошка, гулявшая сама по себе». Потеряв хозяина, она долго не может привыкнуть “жить для себя” и радуется, вновь обретя юного хозяина.)
- Ребята, вам не кажется, что в этом эпизоде Пришвин показал, какими должны быть взаимоотношения между человеком и природой? Какими, на ваш взгляд?
Продолжим наш конкурс на внимательного читателя. А заодно и посмотрим, все ли дочитали сказку-быль до конца.
- Куда попал Митраша? (11 по горизонтали – елань, 1-й кроссворд)
- Как называется спасительная трава? (12 по горизонтали – белоус, 1-й кроссворд)
- Травка и лисичка охотятся на зверя; как называется преследование дичи? (13 по горизонтали – гон, 1-й кроссворд)
- А за кем они охотились? (14 по горизонтали – русак, 1-й кроссворд)
- Напомните, где в это время Настя? Чьими глазами мы видим её на клюквенной палестинке? (3 по вертикали – лось, 1-й кроссворд)
- Кто напомнил ей о времени и о брате? (15 по горизонтали – змея, 1-й кроссворд)
- В первом кроссворде у нас осталось неразгаданным одно слово, какое? (По уже известным буквам ребята без труда догадаются – сказка-быль.)
- В теории литературы сказка-быль, а также сказка, басня, рассказ и так далее – это … (9 по горизонтали – жанр, 2-й кроссворд)
(Уточняем сущность жанра: что в «Кладовой солнца» сказочное и какие герои и события вполне реалистичны.)
- Скажите одной фразой: о чём сказка-быль Пришвина? Каким термином называется предмет разговора в художественном произведении? (10 по горизонтали – тема, 2-й кроссворд)
Итак, тема – это то, о чём рассказывается в произведении, а жанр – это то, в какой форме об этом рассказывается. Представьте себе кувшин с молоком. Чем будет кувшин и чем будет молоко: кувшин – тема, молоко – жанр или наоборот: кувшин – жанр, а молоко – тема? (Подводим ребят к выводу о форме и содержании и их единстве.)
- Всякий раз, читая новое произведение, мы задаёмся вопросом: зачем автор поведал нам эту историю? (Предлагаем учащимся высказаться и обобщим их мнения.)
Итоговые вопросы.
- Автор стремился поделиться с нами своими сокровенными мыслями, а главная мысль в произведении называется … (11 по горизонтали – идея, 2-й кроссворд)
- Чтобы понять идею сказки-были Пришвина, обратимся к тексту. Читаем от слов “Мы это так понимаем…” до “…достаётся человеку в наследство”.
- В чём смысл названия сказки-были? Как человек должен распоряжаться наследством, которое ему оставила природа? (Чтобы точнее ответить на вопрос, вспомните финал: почему Настя отдала клюкву в детдом?)
- Обратимся к эпиграфу, который предваряет тему и сегодняшний урок: “Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю”. Что думает о людях М.М. Пришвин, что хочет донести до нас, до его читателей?
Дав высказаться учащимся, учитель обобщает материал, расставляя акценты.
Мудрые рассказы Пришвина учат нас любить природу, потому что она – колыбель человечества, а человек даже сегодня её дитя. Увы, дитя неразумное: в результате его деятельности сегодня
Всё меньше – окружающей природы.
Всё больше – окружающей среды.
Пришвин каждой строчкой своих произведений напоминает нам: потребительское, хищническое отношение к природным богатствам превратит нашу прекрасную Землю в “окружающую среду”, непригодную для жизни.
Юная Настя помогает нам понять эту нехитрую, но такую важную сегодня истину.