1 вариант
- Какой раздел языкознания изучает звуковую сторону языка?
А) морфология,
Б) орфография,
В) графика,
Г) фонетика,
Д) словообразование.
- Что такое транскрипция?
А) перевод слова на русский язык,
Б) орфографическое письмо,
В) форма передачи звучащей речи графическими средствами,
Г) разбор слова по составу,
Д) морфемный анализ слова.
- Какие буквы не участвуют в русской транскрипции?
А) ы, я, ю.
Б) а,о,у,
В) ч, ж, х,
Г) ц, ф, э,
Д) я, ю, е, ё.
- На какие группы делятся все звуки?
А) прописные и строчные;
Б) ударные и безударные,
В) звонкие и глухие,
Г) мягкие и твердые,
Д) гласные и согласные.
- На какие группы делятся согласные звуки?
А) звонкие/глухие, твердые/мягкие,
Б) звонкие/мягкие, глухие/твердые,
В) ударные и безударные,
Г) звонкие/твердые, глухие/мягкие,
Д) прописные и строчные.
- На какие группы делятся гласные звуки?
А) прописные и строчные,
Б) звонкие/мягкие, глухие/твердые,
В) звонкие/глухие, твердые/мягкие,
Г) звонкие/твердые, глухие/мягкие,
Д) ударные и безударные.
- Что такое словесное ударение?
А) выделение одного слога в слове,
Б) минимальная звуковая единица,
В) акустические свойства звука,
Г) выделение одного слова в предложении,
Д) максимальная звуковая единица.
- Что изучает орфоэпия?
А) словарный состав языка,
Б) звуковую сторону языка,
В) звуки и буквы,
Г) способы образования слов,
Д) части речи и их формы.
- Укажите верный вариант транскрипции слова яблонька:
А) [‘йаблан’ка],
Б) [яблон’ка],
В) [‘йаблон’ка],
Г) [‘йаблонка],
Д) [‘йаблонька].
- Укажите верный вариант переноса слова:
А) брат-ство, мор-ской, разъ-яс-нить,
Б) судь-ба, класс-ный, чер-вя-чка,
В) расс-каз, клас-сный, е-дин-ство,
Г) бегс-тво, е-динс-тво, су-дьба,
Д) бра-тство, морс-кой, ра-зъяс-нить.
- Выберите вариант с непроверяемой безударной гласной в корне слова:
А) башмак, человек, корабль,
Б) неспроста, ослепительный, создавать,
В) ворона, воробей, сорока,
Г) руководить, капуста, знобит,
Д) безразлично, лошадка, полотно.
- Подумайте, какой вариант здесь лишний:
А) загар, изложение, заря,
Б) росток, постелить, обжигать,
В) рядовой, рассказать, приласкать,
Г) плавать, собирать, равнина,
Д) вытер, прикоснуться, умереть.
- Какую гласную и почему вы напишите в словах пр..брежный, пр..клеить, пр..встать?
А) –и, т.к. приставки близки по значению к слову «очень»,
Б) –е, т.к. можно заменить приставкой пере-,
В) –е, т.к. приставки близки по значению к слову «очень»,
Г) –и, т.к. приставки обозначают присоединение, неполное действие, близость к чему- либо,
Д) –и, т.к. т.к. можно заменить приставкой пере-.
- В каком слове Ь служит для обозначения формы слова?
А) мощь,
Б) моль,
В) возьми,
Г) колье,
Д) пьеса.
- Выберите верный вариант написания слов:
А) конечный результат, папин плащ, настежь,
Б) лес дремуч, намажьте маслом, много училищь,
В) замуж, портьера, пустош,
Г) невтерпежь, испечь, хорош,
Д) среди тучь, почки, сможешь
- В каких словах есть Ъ?
А) п..еса, об..ект, с..узить,
Б) пред..октябрьский, трех..этажный, без..аварийный,
В) с..экономил, сверх..интересно, от..утюжить,
Г) сверх..естественно, пред..январский, трех..ярусный,
Д) пред..юбилейный, барел..еф, из..ясняться.
- Укажите вариант с О после шипящих:
А) ш..пот, круч..ный, щ..лочь,
Б) береж..т, туш..нка, ж..лудь, печ..ный,
В) стаж..р, реш..тка, освещ..нный, ещ..,
Г) изж..га, лодч..нка, свеж.., смеш..н,
Д) холщ..вый, зайч..нок, ч..ткий.
- Выделите вариант с непроизносимой согласной:
А) словес..ный, безопас..ный,
Б) вкус..ный, прекрас..ный,
В) горес..ный, радос..ный,
Г) искус..ный, ровес..ник, чудес..ный,
Д) ше..ствие, че..ствовать, блес..нуть.
- Выберите строку с приставкой без-:
А) бе..граничный, бе..заветный,
Б) бе..крайний, бе..цельный,
В) бе..конечный, бе..толковый,
Г) бе..правный, бе..совестный,
Д) бе..словесный, бе..шумный.
- Найдите вариант слова с ударением на последнем слоге:
А) центнер,
Б) копировать,
В) начал,
Г) газопровод,
Д) камбала.
2 вариант
1.Назовите непарный по глухости – звонкости согласныйА) [ т ]
Б) [ к ]
В) [ х ]
Г) [ с ]
Д) [ ф ]
- В разделе «Фонетика» изучается:
А) правописание слов
Б) постановка знаков препинания
В) словарный состав языка
Г) состав слова
Д) звуки речи
- В каком слове звуков больше, чем букв?
А) яблоки
Б) пень
В) день
Г) соловьи
Д) скворцы
- Раздел «Орфоэпия» изучает:
А) состав слова
Б) звуки речи
В) правописание слов
Г) словосочетание
Д) произношение слов
- В каком слове буква Ё обозначает один звук?
А) пьёт
Б) ёжик
В) ёлка
Г) объём
Д) полёт
- Назовите основные средства графики.
А) звуки
Б) буквы
В) слоги
Г) ударение
Д) произношение
- Звуком речи является:
А) минимальная звуковая единица, которая выделяется при звуковом членении слова,
Б) специальный вид письма
В) совокупность норм речи
Г) система ударений
Д) фиксация речи
- Что называется графикой?
А) акустические свойства
Б) звуки человеческой речи
В) классификация звуков
Г) способы образования звуков
Д) совокупность средств письменности, используемых для фиксации речи
9 . Найдите вариант только со звонкими согласными:
А) р,й,з,г,ж
Б) к,г,ж,д,в
В) м,ч,ш,щ,л
Г) д,т,з,к,ф
Д) н,б,ц,в,м
10 . Какая буква обозначает два звука?
А) э
Б) у
В) ю
Г) ы
Д) и
- В каком сочетании предлог С произносится звонко?
А) с ошибкой
Б) с реки
В) с крылом
Г) с горы
Д) с языком
- Укажите слово, в котором есть звук О:
А) отлив
Б) огурец
В) слепок
Г) Москва
Д) кровля
- Назовите слово с безударной гласной в корне, проверяемой ударением:
А) бетон
Б) печаль
В) трясина
Г) портфель
Д) капуста
14 .В каком слове ударение падает на второй слог?
А) квартал
Б) каталог
В) дозвонишься
Г) средства
Д) некролог
15.Укажите слово с равным количеством букв и звуков:
А) лечить
Б) ядерный
В) лень
Г) стажёр
Д) святое
- Укажите слова, в которых происходит оглушение:
А) фуражка, грибков
Б) сдача, сбить
В) сбегать, сделать
Г) сгоряча, сдвинуть
Д) сгореть, сгиб
- Укажите слово с Ъ (твёрдым знаком):
А) вороб…и
Б) п…едестал
В) ин…екция
Г) бул…он
Д) уст…е
- В каком слове все согласные звуки твёрдые:
А) след
Б) ртуть
В) ножик
Г) один
Д) сварщик
- Выделите вариант с непроизносимой согласной:
А) словес…ный, безопас…ный
Б) вкус…ный, прекрас…ный
В) горес…ный, радос…ный
Г) искус…ный, ровес…ник
Д) чудес…ный, блес…нуть
- Укажите вариант с О после шипящих:
А) изж..га, лодч..нка, свеж.., смеш..н,
Б) береж..т, туш..нка, ж..лудь, печ..ный,
В) стаж..р, реш..тка, освещ..нный, ещ..,
Г) ш..пот, круч..ный, щ..лочь,
Д) холщ..вый, зайч..нок, ч..ткий.