Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса создана на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта для основной общей школы 2004 года, примерной программы основного общего образования по русскому языку, авторской программы М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской. – М.: Просвещение, 2010 год и в соответствии cобразовательной программой МОУ «Серебряно-Прудская СОШ имени маршала В.И. Чуйкова».
Количество часов соответствует программным требованиям: 175 часов, т.е. 5 часов в неделю. В связи с увеличением часов в школьном учебном плане (35 учебных недель) в раздел «Повторение и систематизация изученного в V-VII классах» добавлено 5 часов на обобщающее повторение изученного материала.
В планировании предусмотрены различные виды обучающих и контрольных работ: тестовые работы, диктанты, изложения и сочинения различных видов.
Программа является частью УМК, включающего программу, учебники по русскому языку для 5-9 кл. средней школы (базовый уровень), тематическое и поурочное планирование с методическими рекомендациями, рабочими тетрадями для учащихся.
Авторская программа, на основе которой создана рабочая, конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса, представляет перечень требований к знаниям и умениям обучаемых, предлагает список литературы для учащихся, помогающей в самообразовании.
Цели, задачи, содержание, методико-дидактические принципы, обеспечивающие личностно-ориентировочный характер обучения, в рабочей программе остаются теми же, что и у авторов. Требования к уровню подготовки учащихся не изменяются и соответствуют стандартам освоения обязательного минимума Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования .
Выявление итоговых результатов изучения темы завершается уроком контроля знаний. Контрольные работы составляются учетом обязательных результатов обучения.
Распределение учебных часов по разделам программы
Введение – 1 час.
Повторение изученного в 5-6 классах – 14 часов.
Морфология и орфография. Культура речи:
Причастие – 30 часов.
Деепричастие – 12 часов.
Наречие – 35 часов.
Категория состояния – 7 часов.
Служебные части речи: Предлог – 13 часов. Союз – 18 часов. Частица – 22 часа. Междометие – 4 часа.
Повторение исистематизация изученного в5–7 классах – 19 часов.
Требования к уровню подготовки учащихся к окончанию 7 класса
Учащиеся должны знать:
- основные сведения о языке, изученные в 5-7 классах;
- изученные языковедческие понятия, разделы языкознания;
- основные единицы языка, их признаки;
- смысл понятий: речь устная и письменная, монолог и диалог; сфера и ситуация речевого общения;
- признаки текста; средства связи предложений и смысловых частей текста;
- признаки и жанровые особенности изученных стилей речи;
- функционально-смысловые типы речи, их признаки;
- основные нормы русского литературного языка
Учащиеся должны уметь:
- различать изученные стили речи;
- определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип истиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
- опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа; аудирование и чтение
- адекватно воспринимать информацию устного и письменного сообщения;
- владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое).
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Учебник
- Русский язык. 7 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений/ М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; научный редактор Н.М. Шанский. – М.: Просвещение, 2009.
Методические пособия
- Г.А. Богданова. Уроки русского языка в 7 классе: 4-е изд. – М.: Просвещение 2007;
- Н.Г. Горашова Поурочное планирование по русскому языку. – М.: Экзамен, 2007,
- Н.В. Егорова «Поурочные разработки по русскому языку»»- М.;. «ВАКО» , 2006
- Бройде М. Русский язык в упражнениях и играх: нетрадиционный подход. – М.: Айрис-Пресс, 2001.
- Костяева Т.А. Тесты, проверочные контрольные работы по русскому языку: 7 класс. – М.: Просвещение, 2004.
- Ладыженская Т.А. Обучение русскому языку в 7 классе. – М.: Просвещение, 2005.
- Пименова С.Н. Таблицы по русскому языку для самостоятельной работы в классе и дома: 7 класс. – М.: Искатель,1996г.
Дидактические материалы
- Позднякова А.А. Дидактические материалы по русскому языку к учебнику М.Т. Баранова и др. «Русский язык : 7 класс». – М: Экзамен, 2006.
- Тростенцова Л.А. Дидактический материал по русскому языку: 7 класс. – М.: Просвещение, 2006.
- Дейкина А.Д. Раздаточные материалы по русскому языку. 7 класс. – М.: Дрофа, 2001.
Календарно-тематическое планирование по русскому языку 7 класс
5 часов в неделю, 175 часов в год
№ п/п |
Тема урока |
Кол-во часов |
Дата по плану |
Фактическая дата в 7 а классе |
Фактическая дата в 7 б классе |
1 |
Русский язык как развивающееся явление |
1 |
1 неделя |
|
|
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В V-VI КЛАССАХ (12 ЧАСОВ + 2 ЧАСА РАЗВИТИЯ РЕЧИ) |
|||||
2-4 |
Синтаксис и пунктуация |
3 |
|
|
|
5 |
Лексика и фразеология |
1 |
|
|
|
6-7 |
Фонетика и орфография |
2 |
2 неделя |
|
|
8-9 |
Словообразование и орфография |
2 |
|
|
|
10-12 |
Морфология и орфография |
3 |
3 неделя |
|
|
13 |
Контрольный диктант |
1 |
|
|
|
14 |
Р.р. Текст |
1 |
|
|
|
15 |
Стили литературного языка |
1 |
|
|
|
МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ ПРИЧАСТИЕ (24 ЧАСА + 6 ЧАСОВ РАЗВИТИЯ РЕЧИ) |
|||||
16 |
Причастие как часть речи |
1 |
4 неделя |
|
|
17 |
Р.р. Публицистический стиль |
1 |
|
|
|
18 |
Склонение причастий. Правописание гласных в падежных окончаниях причастий |
1 |
|
|
|
19 |
Причастный оборот |
1 |
|
|
|
20 |
Знаки препинания при причастном обороте |
1 |
|
|
|
21 |
Р.р. Описание внешности человека |
1 |
5 неделя |
|
|
22 |
Действительные и страдательные причастия |
1 |
|
|
|
23 |
Краткие страдательные причастия |
1 |
|
|
|
24 |
Действительные причастия настоящего времени. |
1 |
|
|
|
25 |
Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени |
1 |
|
|
|
26 |
Действительные причастия прошедшего времени |
1 |
6 неделя |
|
|
27 |
Р.р. Изложение |
1 |
|
|
|
28 |
Страдательные причастия настоящего времени |
1 |
|
|
|
29 |
Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени |
1 |
|
|
|
30 |
Страдательный причастия прошедшего времени |
1 |
|
|
|
31 |
Гласные перед одной и двумя буквами н в страдательных причастиях и прилагательных, образованных от глаголов |
1 |
7 неделя |
|
|
32-33 |
Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов |
2 |
|
|
|
34-35 |
Одна и две буквы н в суффиксах кратких страдательных причастий прошедшего времени и кратких прилагательных |
2 |
|
|
|
36 |
Р.р. Выборочное изложение (художественное описание портрета литературного героя) |
1 |
8 неделя |
|
|
37 |
Морфологический разбор причастий |
1 |
|
|
|
38 |
Контрольный диктант |
1 |
|
|
|
39-40 |
Слитное и раздельное написание не с причастиями |
2 |
|
|
|
41 |
Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени |
1 |
9 неделя |
|
|
42-43 |
Р.р. Сочинение по личным наблюдениям на тему: «Вы с ним знакомы» |
2 |
|
|
|
44-45 |
Повторение |
2 |
|
|
|
ДЕЕПРИЧАСТИЕ (11 ЧАСОВ + 2 ЧАСА РАЗВИТИЯ РЕЧИ) |
|||||
46-47 |
Понятие о деепричастии и деепричастном обороте. Правописание не с деепричастиями |
2 |
10 неделя |
|
|
48-49 |
Закрепление полученных знаний о деепричастиях. Пунктуация при деепричастном обороте |
2 |
|
|
|
50-51 |
Деепричастия совершенного и несовершенного вида |
2 |
11 неделя |
|
|
52 |
Морфологический разбор деепричастий |
1 |
|
|
|
53 |
Закрепление темы «Деепричастие» |
1 |
|
|
|
54 |
Обобщение и систематизация материала по теме «Деепричастие» |
1 |
|
|
|
55-56 |
Р.р. Сочинение на основе картины С. Григорьева «Вратарь» от имени одного из действующих лиц картины |
2 |
12 неделя |
|
|
57 |
Обобщение и систематизация сведений о деепричастии |
1 |
|
|
|
58 |
Контрольный диктант |
1 |
|
|
|
НАРЕЧИЕ (28 ЧАСОВ + 6 ЧАСОВ РАЗВИТИЯ РЕЧИ) |
|||||
59-60 |
Наречие как часть речи |
2 |
|
|
|
61-62 |
Смысловые группы наречий |
2 |
13 неделя |
|
|
63 |
Р.р. Сочинение в форме дневниковых записей по картине И. Попова «Первый снег» |
1 |
|
|
|
64 |
Степени сравнения наречий |
1 |
|
|
|
65 |
Морфологический разбор наречий |
1 |
|
|
|
66 |
Р.р. Сочинение-рассуждение на тему «Прозвища» |
1 |
14 неделя |
|
|
67-69 |
Слитное и раздельное написание не с наречиями на –о и -е |
3 |
|
|
|
70-71 |
Буквы е и и в приставках не- и ни- отрицательных наречий |
2 |
15 неделя |
|
|
72-74 |
Одна и две буквы н в наречиях на -о и -е |
3 |
|
|
|
75 |
Р.р. Описание действия |
1 |
|
|
|
76 |
Буквы о и е после шипящий на конце наречий |
1 |
16 неделя |
|
|
77 |
Р.р. Сочинение в форме репортажа или интервью о процессе труда по личным наблюдениям |
1 |
|
|
|
78 |
Буквы о и а на конце наречий с приставками из-, до-, с- |
1 |
|
|
|
79 |
Подробное изложение с элементами сочинения |
1 |
|
|
|
80-82 |
Дефис между частями слова в наречиях |
3 |
17 неделя |
|
|
83 |
Р.р. Описание внешности и действий человека по картине Е.Н. Широкова «Друзья» |
1 |
|
|
|
84-85 |
Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных и количественных числительных |
2 |
|
|
|
86 |
Мягкий знак после шипящих на конце наречий |
1 |
18 неделя |
|
|
87-89 |
Повторение темы «Наречие» |
3 |
|
|
|
90 |
Контрольный диктант |
1 |
|
|
|
91 |
Анализ контрольного диктанта |
1 |
19 неделя |
|
|
92 |
Зачет по теме «Наречие» |
1 |
|
|
|
Категория состояния (5 часов+2 часа развития речи) |
|||||
93-94 |
Категория состояния как часть речи |
2 |
|
|
|
95 |
Морфологический разбор категории состояния |
1 |
|
|
|
96 |
Р.р. Сжатое изложение с описанием состояния природы |
1 |
20 неделя |
|
|
97 |
Категория состояния |
1 |
|
|
|
98 |
Р.р. Сочинение на лингвистическую тему |
1 |
|
|
|
99 |
Самостоятельные и служебные части речи |
1 |
|
|
|
Предлог (11 часов+2 часа развития речи) |
|||||
100 |
Служебные части речи. Предлог как часть речи |
1 |
|
|
|
101 |
Употребление предлогов |
1 |
21 неделя |
|
|
102 |
Непроизводные и производные предлоги |
1 |
|
|
|
103 |
Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлога. |
1 |
|
|
|
104-105 |
Р.р. Рассказ-репортаж на основе увиденного на картине |
2 |
|
|
|
106-109 |
Слитное и раздельное написание производных предлогов |
4 |
22 неделя |
|
|
110-112 |
Повторение изученного по теме «Предлог» |
3 |
23 неделя |
|
|
Союз (16 часов + 2 часа развития речи) |
|||||
113 |
Союз как часть речи |
1 |
|
|
|
114 |
Союзы простые и составные |
1 |
|
|
|
115-116 |
Союзы сочинительные и подчинительные. Запятая перед союзами в сложном предложении |
2 |
24 неделя |
|
|
117 |
Сочинительные союзы |
1 |
|
|
|
118 |
Роль сочинительного союза и в простом предложении с однородными членами и в сложном |
1 |
|
|
|
119 |
Сочинительные союзы |
1 |
|
|
|
120 |
Подчинительные союзы. Морфологический разбор союзов |
1 |
|
|
|
121-122 |
Р.р. Сочинение-рассуждение |
2 |
25 неделя |
|
|
123-124 |
Слитное написание союзов также, тоже, чтобы, зато |
2 |
|
|
|
125-127 |
Закрепление изученного по теме «Союз» |
3 |
26 неделя |
|
|
128 |
Урок-зачет по теме «Союз» |
1 |
|
|
|
129 |
Контрольный диктант |
1 |
|
|
|
130 |
Анализ контрольного диктанта |
1 |
|
|
|
Частица (18 часов + 4 часа развития речи) |
|||||
131 |
Понятие о частице |
1 |
27 неделя |
|
|
132 |
Формообразующие частицы |
1 |
|
|
|
133-135 |
Смысловые частицы |
3 |
|
|
|
136 |
Раздельное и дефисное написание частиц |
1 |
28 неделя |
|
|
137 |
Морфологический разбор частиц |
1 |
|
|
|
138-139 |
Отрицательные частицы |
2 |
|
|
|
140-141 |
Различение не-ни |
2 |
29 неделя |
|
|
142-144 |
Приставка не- и частица не с различными частями речи |
3 |
|
|
|
145-146 |
Различение частицы ни, союза не-ни, приставки ни- |
2 |
30 неделя |
|
|
147 |
Повторение изученного о частицах |
1 |
|
|
|
148 |
Контрольный диктант |
1 |
|
|
|
149 |
Р.р. Придумывание обрамлений к рассказу |
1 |
|
|
|
150-151 |
Р.р. Составление «рассказа в рассказе по данному началу и концу» |
2 |
31 неделя |
|
|
152 |
Р.р. Написание рассказа по данному сюжету |
1 |
|
|
|
Междометие (4 часа) |
|
||||
153-154 |
Междометие как часть речи. Дефис в междометиях |
2 |
|
|
|
155-156 |
Междометие. Знаки препинания при междометиях |
2 |
32 неделя |
|
|
Повторение и систематизация изученного в V-VIIклассах (17 часов+ 2 часа развития речи) |
|||||
157 |
Русский язык. Разделы науки о языке. Текст. Стили речи. |
1 |
|
|
|
158-159 |
Р.р. Контрольное сочинение |
2 |
|
|
|
160 |
Фонетика. Графика |
1 |
|
|
|
161 |
Контрольный диктант |
1 |
33 неделя |
|
|
162 |
Лексика и фразеология |
1 |
|
|
|
163 |
Морфемика. Словообразование |
1 |
|
|
|
164-165 |
Морфология |
2 |
|
|
|
166-167 |
Синтаксис и пунктуация |
2 |
34 неделя |
|
|
168-169 |
Орфография и пунктуация |
2 |
|
|
|
170 |
Контрольная работа |
1 |
|
|
|
171-172 |
Итоговый тест |
2 |
35 неделя |
|
|
173-175 |
Урок повторения и обобщения изученного материала |
3 |
|
|
|